8 мая 2009 г.

Девушка напополам

режиссер: Клод Шаброль
2008 г.

Что сказать про фильм, который уже все наши "критики" полили помоями, а сильнее всех те, кто смотрел у Шаброля от силы "церемонию" и еще какой-то один фильм. Кино между тем мощнейшее, печальнейшее, исключительной красоты. Шедевр. Других таких фильмов у Шаброля вы не увидите. Кино неровное структурно и неимоверно растянутое по времени, но всё же не побоюсь сказать — большое! C легким реверансом в сторону Вуди Аллена и Хичкока, с налетом "обычного безумия", нравственной пустоты и какой-то не декларируемой прямо, но постоянно присутствующей асоциальностью. Какая-то непостижимая смесь жанров — триллера, драмы и комедии, причем с элементами фарса, который включатся когда нужно и когда ненужно, для оправдания самых нелогичных поступков героев. Фильм идет очень медленно и, казалось бы, ставит своей целью вымотать зрителя, однако Шаброль каким-то чудом удерживается от драмы, и фильм получается тем чем он и должен быть — до жути хладнокровной лекцией о том, как порой разнится жизнь, о которой мечтаешь, с той обыденностью, в которой оказываешься. Всё кончится довольно внезапно и, как уже понятно, очень страшно. Шаброль, мне кажется, сознательно пошел на такое расхождение между наружной легкостью тона и черной мизантропией изнанки.

"Девушка напополам", это не типичная история про любовный треугольник. Нет. Это история молодой, красивой и медленно погибающей Санье от осознания того, что жизнь это фальшь, у всех свои маски, у всех своя игра, и только она одна наивно живет и верит в любовь, бескорыстность, и никак не может "повзрослеть".

Посмотрите фильм, увидите всё сами. И пафос, и штампы, и маски и лицемерие, и высокомерие, и полностью хичкоковская плутовская Санье и молодой олигарх Бенуа Мажимель в уморительных рубашках, такой очаровательный в своей придурочной неврастении и ломанной пластике. Местами он играет также манерно и дерзко как Райан Филлип 10 лет назад в "жестоких играх", но словно по сценарию Жулавского главное-любить. У Мажимеля по сути происходит точно такой же поток психологической войны, и затем точно такой же срыв, как и у персонажа Дютронка.


Санье совершенно предсказуемо все два часа в топ-форме. Ближе к финалу её героиня превращается в совершенно другую женщину, и это происходит не так, как как произошло бы с любой другой актрисой (она смотрит на стригущую розы мать и ее лицо единственный раз становиться осмысленным за весь фильм). Так безупречно реализовать потерянность персонажа могут единицы, а динамику персонажа Санье, порой унизительную и смехотворную, реализовать по силам только самой Санье. Она оставляет за собой ощущение тотальной пустоты и марионеточности, и Шаброль конечно знает, что она его главный козырь в фильме, больше того, он знает, что "такой" Санье сделал именно Миллер в малышке Лили, ведь ее героиня у Шаброля остается, ровно как и у Миллера, в состоянии той странной оглушённости, когда тело вдруг цепенеет, а мозг лихорадит.

Берлеан — пятидесятилетний эротоман, испорченный старикашка с цитатами на все случаи жизни. Весь фильм он бродит с безучастным лицом. Роль у него такая — писать книги да жить с женой и любовницей-агентом. Женщины между собой прекрасно ладят, к слову. А он тем временем еще и посещает закрытый клуб, где для богатых устраивают разные оргии. Да, он развращенный и утомленный, и немного искусственный. На эту роль стоило звать Дютронка. Он бы выглядел более природно и естественно. Но Шаброль то, взял Берлеана именно потому, что тот уже играл у Брейи, такого же точно извращенца (в фильме роман х) который практикует садо-мазо с молоденькими девочками. Именно поэтому это еще и скрытый шабролевский "порно" кинематограф в чистом виде, со сложным эмоциональным пазлом. Конечно, нынче откровенным извращением произвести на зрителя впечатление и удержать у экрана проще — куда сложнее рассказать простую историю простой девушки об эмоциях, от которых кожей начинаешь ощущать висящий вокруг тебя воздух. Я не тороплюсь сказать, что Шаброль снял безупречный фильм, нет — но именно рассказать историю у него получилось в совершенно беспрецедентном виде. У него все 2 часа персонажи, расставленные как фигуры на шахматной доске, никто не делает ни единого лишнего движения, реплики просты и часто немного искусственны, а ближе к финалу вдруг все сваливаются в кучу, и весь эмоциональный накал, которого фильм время от времени добивается, в финале уходит в никуда. В вудиалленовский фарс. Это, мне кажется, и есть неизбежность. В конце концов, на киноэкране наблюдать оптимистическую обречённость получается легче, чем в жизни.

Кстати, момент перехода с иронии на безысходность в фильме происходит в тот момент когда случается гипнотизирующий монолог матери персонажа Мажимеля — она рассказывает Санье, как она потеряла старшего сына. Мать играет блестящая Каролина Сихоль. Опять же, ее персонаж это практически копия Мишель Морган, в раннем фильме Шаброля "на двойной поворот ключа" (1959 г). Умышленно ли Шаброль это сделал? Я думаю — да. Сплошные заимствования, так почему бы не позаимствовать у самого себя из раннего творчества? Больше того, сам рассказ матери косвенно отсылает к другому фильму Мажимеля - двуличие. К той трагедии, которая приключилась якобы с ним и с его братом в ванной, и собственно это и есть (в некоторой степени) параллельным объяснением придурковатости Мажимеля. Шаброль молодец тем, что показал как трагедия и гротеск слоятся, а не равномерно присутствует в каждом кадре.

Матильда Мэй играет издателя Берлеана, и весь фильм излучает какую то невероятную сексуальность и чувственность, очень схожую с сексуальностью Беатрис Даль. Тем временем жена дизайнера Роберто Кавалли – Валентина Кавалли, украдчиво, в миниатюрной роли жены Берлеана напоминают приглушенную Орнеллу Мути.

итог: Шаброль как Хичкок, такая сатира с моралите, смотреть обязательно. При том что режиссер, даром что ему под 80, вовсе не в маразме. Ровестник Клинта Иствуда, и в самом расцвете сил.

Комментариев нет: