8 апр. 2009 г.

Коко Шанель и Игорь Стравинский

режиссер: Ян Кунен
2009 г.
фильм-закрытие каннского фестиваля 2009

Кунен — режиссер загадочный. Начал со ставшего модным добермана. Потом затеял вестерн "Блуберри", но снял нечто маргинальное. После этого зачем-то экранизировал 99 франков Бегбедера в момент, когда роман перестал казаться актуальным, практически утратил славу режиссера, фильмов которого ждут. И вдруг, сделал красивый фильм про бессмертную любовь и то, как Коко создает "Шанель № 5", а Игорь пишет музыку, представляющую собой смесь русской водки и французского парфюма.



Между тем, несмотря на долю банальщины и не обаятельного Мадса Микельсена в роли Стравинского (прежде известного в апмлуа антигероя Бонда в казино-рояль), я бы не ругала картину. Потому что хорошая и строгая Анна Муглалис в роли Коко. Каждый ли день увидишь Анну (она все-таки дико крутая), танцующую под «Сени, мои сени»? Кунен старается быть точным не только в изображении неповторимых мод и декора 1910-1920-х, но и в звучании русской речи (многодетную семью Стравинского, а также Дягилева играют русские актеры, говорящие на живом языке, а Микельсен тоже отважно переходит на русский, пусть и с акцентом). Кстати, открывается фильм опасной для коммерческой мелодрамы 20-минутной сценой скандальной премьеры в 1913 г. «Весны священной» на парижской сцене. Представляете: 20 минут балета и 20 же минут музыки Стравинского!

Интересно, что одновременно в прокат вышла и картина "Коко до Шанель" с Одри Тоту в главной роли. First look, что называется. Фильмы друг другу не конкуренты. А скорее даже фильм "Коко и Стравинский" это вторая серия. В первом фильме рассказывается, что бедняжка Шанель-Тоту (а лучше все таки смотреть на Шанель в роли Мари Франс Пизье, 1981 год) в юности была вынуждена выживать в качестве содержанки. Вполне естественно предположить, что когда она выросла и поднялась на своих шляпках, то ощутила желание попробовать, каково это — самой стать спонсором для какого-нибудь симпатичного и талантливого мужчины. Фильм про "Коко и Игоря", не базируется ни на каких конкретных свидетельствах о том, что Шанель действительно спала со Стравинским, но допускает поэтическую вольность и любезно подсовывает героине Муглалис прекрасный объект для женского самоутверждения (весь фильм в голове почему-то вертится строчка из Довлатова: "Купить спаниеля, назвать Игорем").

Кстати,
жену Стравинского играет Елена Морозова,— это самый приятный персонаж в фильме, умудряющийся с аристократическим достоинством выйти из унизительной ситуации, когда муж практически на глазах жены закрутил интрижку с напористой французской примой, которая содержит всю их многочисленную семью.

Ну и стоит ли говорить, что
сам Карл Лагерфельд лично выбирал одежду для этого фильма из коллекций Шанель.

Комментариев нет: