7 апр. 2009 г.

Семейная тайна

режиссер: Клод Миллер
2007, ретродрама

Красивый, многослойный и глубокий фильм о вещах страшных, не забытых и не забываемых. В чем-то перекликается с фильмом "Искупление". Такой же фильм-размышление, фильм-рассказ о семье, о угрызениях совести, и тянущиеся через три поколения душевных травмах. Освежается и проговаривается простая истина — за все ошибки родителей приходится расплачиваться детям, даже если они до поры до времени не ведают о скрываемых семейных тайнах.

С душевных травм все и началось — жил был мальчик, видел что мама смотрит на него с неким сочувствием, а папа – с плохо скрываемым презрением. Оба к нему холодны (привет Трюфо и его фильму "400 ударов"). У мальчика нет друзей, зато он придумал себе брата, которого мама с папой любят (привет Руису и его фильму комедия невинности). Первые пол часа не очень то понятно от чего этот хилый, приторможенный, мечтательный мальчик, избегающий уроков физкультуры, является полной противоположностью своим родителям, ведь отец его профессионально занимается борьбой, а мать — плавчиха и чуть ли не олимпийская чемпионка.
В роли матери — Сесиль де Франс (известная по фильмам красотки, враг государства #1) Потрясающе играет! Белокурая, сильная характером бестия, словно списанная с молодой Ленни Рифеншталь. Никогда не видела де Франс такой глубокой, и к тому же такой спортивной. Ее за эту роль номинировали как лучшую артистку года на Сезар-2007, но от чего-то награды ей не досталось. Очень зря.



Отца играет Патрик Брюэль (известный по фильму я так долго ждал тебя). Брюэля я зауважала, ибо хорошо он показал характер персонажа разрывающегося между семьей, где любимый сын и любящая жена, и страстью к другой женщине, к такой же спорцменке как и он сам. Играл Патрик без излишних эмоций — скупая передача чувств, но без гордой сентиментальности.



Во второй половине фильма выясняется, что придуманный брат таки реально существовал (!), был одновременно антиподом и недостижимым идеалом, поэтому отец с матерью им гордились и ставили в пример его всем вокруг. Именно это и есть секретом, тайной, которую подруга семьи, Жюли Депардье (известная по фильмам свидетели, искусство красиво раставаться, малышка лили) раскрывает мальчику на его 15 летие. Жюли играет несколько скомкано, но все же, ее удостоили Сезара за лучшую роль второго плана.



У "придуманного" брата была, как оказалось другая мать. Поэту всю второю половину фильма рассказывается история беспечной довоенной жизни под парижским солнцем Патрика Брюэля и Людвин Санье (известная по фильмам девушка напополам, авантюра, малышка лили, все песни только о любви, враг государства #1: легенда). Показана их история любви, а затем и нагрянувшая в самый неподходящий момент страсть Брюэля к де Франс. Из ревности, доводящей до холодного отчаяния, Санье придумывает отличный способ мести мужу — выказывает гестаповцам что еврейка и отправляется вместе с сыном (!) в конц-лагерь, а затем и в газовую камеру. Санье в роли этой несчастной, сбредившей от ревности женщины — бесподобна! Сыграла и наивность, и лучистость, и скрытую истерию которую не смогла просублимировать от чего и решила что будущего нет. Кстати, Санье также номинировалась на Сезар как лучшая артистка второго плана, вместе с Жюли Депардье.



Вот реально, не буду врать, я рыдала и за Санье с ее обреченностью, и за историю Брюэля с де Франс. По всем раскладам получается, что виновата именно сдуревшая ни с того ни с сего Санье, ибо по большому счету, ни Брюэль, ни де Франс ничего такого уж страшного не делали — не целовались даже ни разу, а наоборот, сопротивлялись своей любви годами! А затем уже, после всего случившегося с Санье, они просто устали страдать, ждать, искать и верить — и посему сдались. Жаль только, что эту любовь отравляет такая страшная семейная тайна, ценой в две (!) жизни.

Был в фильме, кстати, момент, когда очень точно показано отношение к происходящему посторонних — сестры и подруги семьи (Жюли Депардье). Одна категорически осуждает, другая старается не судить и принять все как есть. В чем житейская мудрость и состоит, как мне кажется. Но никто из них, я уверена, не мог и представить, что эта тайна сламает жизнь другому мальчику — сыну этих двоих, спасшихся и выживших.

Выросшего сына играет (в черно белых заставках) — Метью Амальрик (известный по фильмам короли и королева, скафандр и бабочка, история ришара о, квант милосердия, враг государства #1: легенда). Он все такой же неприкаянный, немного растерянный и потертый мальчик, каким и был в детстве. Амальрик хоть и появляется всего лишь в нескольких эпизодах, но умело передает последствия детской травмы. Да, он вырос, стал детским психоаналитиком (в начале фильма), но все так же его тревожат личные юношеские откровения, которые проходят рефреном через весь фильм. Амальрик всего лишь человек, который через много лет рассказывает свою историю, раскрывает для себя семейную тайну, и пытается разобраться есть ли виновные в том, что трагические события прошлого оказались неизбежными.


Фильм, кстати, поставлен по книге (реально пережившего всю эту историю) Филиппа Гримбера. Этот неожиданный роман, от звезды французского психонализа вышел в 2004 году, получил гонкуровскую премию и вызвал огромный интерес как и свои психоанализом, так и искренним рассказом о "невоенных" событиях второй мировой войны.

Режиссер фильма, Клод Миллер, говорит в одном интервью, мол, нашел в книге Гримбера немало отголосков с собственной семьей, и потому позволил себе слегка "обогатить" оригинал деталями собственной биографии. Миллер, как и Гримбер, родился в 1942 году, рос в семье ашкеназских евреев, а большинство его родственников тоже не вернулись из лагерей уничтожения. Все детство и юность Миллера преследовали рассказы о страшных потерях семьи, страхи и фобии. И вот, в 65 лет он снял полу автобиографическую картину. НО (!) все мое недоумение в том, что ни война, ни холокост не стали причиной случившейся трагедии в этом фильме. Весь этот ужас находится далеко за забором кинокамеры, и выступает лишь как та неминуемая веха истории, которая заставила семью бежать из оккупированной Франции.

Геноцид тут показан как катализатор внутрисемейных процессов, ведь по большому счету сама история не нова: жили были муж с женой и был у них сын. Затем муж влюбился в другую женщину, а жена из ревности и мести убила сына и покончила с собой. Ну и где тут война и геноцид, спрашиваются? Только как ширма, ведь если по факту, не собственноручно же были убиты Санье с сыном. Но на деле же — это собственное решение Санье. А ком в горле стает из-за судьбы Амальрика — совершенно посторонний человек расплачивается за ошибку матери своего вымышленного брата! Вот что такое зов крови и генетика, что называется.

Комментариев нет: