режиссер: Жан Пьер Мельвиль
1972 г.
Для начала факты.
- это последний фильм Мельвиля (режиссер умер через три месяца после премьеры)
- в техническом плане самый необычный фильм Мельвиля: синий светофильтр, игрушечная железная дорога, воспроизведенные картины Хокусаи.
- Делон, изначально был взят Мельвилем на роль гангстера-Симона, однако позднее передумал и решил попробовать разрушить имидж идеального бандита, которая идет из самурая. Делон в роли коммисара хорош. Подобные роли полицейского он играл вплоть до начала 2000 года.
- в предыдущих фильмах Мельвиль снимал Nissan DS, сюда взял Dodge Dart 1963
Все изначально закономерно и предсказуемо: бандиты грабят, а полицейские убивают бандитов. Визуальный ряд, и вовсе вводит в какое-то гипнотическое состояние релаксации. Если цветной фильм, априори напрягает, черно-белый бьет контрастом, то "Шпик", словно специально так сделан, чтобы облегчить зрителю его обязанность – смотреть. Колористика фильма мягкая и приятная, как картины Ван-Гога, которыми пестрит фильм, и даже есть сцена с картиной художника. Не зря.
Кстати, я вспомнила дуэль из фильма Сэма Фуллера "Я застрелил Джесси Джеймса" - из которого, кстати, Мельвиль скопировал вводное ограбление. А ограбление поезда (в данном случае наркокурьера в нем) – клише из спагетти-вестерна. Даже финал, когда Эдуар Кольман убивает своего друга, последний раз смотрит на любовницу – Денев и по звонку уезжает на очередной вызов смотрится совсем иначе. Вот вам переснятый вновь – финал "Моей дорогой Клементины" Форда. Впрочем, Мельвиль – большой поклонник фильмов Джона Форда и Уилльяма Уайлера не раз говорил, что снимает не полицейские драмы, а вестерны в городском антураже.
Мне очень понравился расчетливый и жестокий – гламурный главарь банды и владелец ночного клуба в одном лице – Симон (актер вестернов Ричард Кренна). Я долго ломала голову над тем, кто навёл Симона на наркокурьера? Перевозка наркотиков не из тех вещей, о которых знают всё и все. Трансвестит знал об этом от своего любовника-наркокурьера и рассказал все подробности Кольману вплоть до номера купе и того обстоятельства, что товар будет загружен только в Бордо. И вдруг каким-то таинственным образом все эти подробности становятся известны Симону. Причём Симон успевает выхватить товар прямо из под носа полиции, в то время как на следующей станции наркокурьера должны были взять. Мелвилль совершенно не случайно цитирует своего же "Стукача" в сцене допроса осведомителя. Наводчиком был совсем не любовник наркокурьера. Я считаю, что Симона навёл, как это не парадоксально звучит, Кольман. А потом фактически раскрыл своего осведомителя, чтобы всю вину свалить на него. Трансвестита схватят и будут допрашивать, и он ничего не сможет рассказать, потому что будет уверен, что таинственные грабители оставили в дураках и полицию тоже. И всё было бы хорошо, но банда Симона благодаря геройству кассира засыпалась на ограблении банка. Ниточка от Симона могла привести к Кольману, и тогда Кольман решил замести следы. В трагической развязке мы наблюдаем именно это.
12 февр. 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий