16 февр. 2009 г.

Бесславные ублюдки

"Ублюдки" Тарантино — ублюдки и точка, серийные убийцы-садисты. Поэтому и играют их актеры якобы ублюдочно, топорно. Именно по этой причине слишком многим людям фильм кажется белогорячечным бредом. Мне же фильм понравился - прекрасный кровожадный эклектичный бурлеск! Более того, я давно так не смеялась. Любой здравомыслящий человек должен понимать, что тема войны слишком табуирована, поэтому такие вещи снимаются только стебом. Или комиксами. Посему, мне абсолютно искренне хочется по носу щелкнуть всех тех критиков, которые в Каннах Тарантино заплевали. Фильм получился абсолютно синефильским - с многими приятными киноцитированиями, на "Грязную Дюжину", "Быть или не быть", "Большую прогулку", "Гордость нации", и пародией на Лени Рафиншталь, чьим именем был назван кинотеатр в котором сожгли Гитлера. При всем при этом фильм остроумный, лихо скроенный, эпический и комедийный, и, не побоюсь сказать, лирический и шпионский одновременно. Плюс это первая лента Тарантино, которую хочется назвать европейской. Не только потому, что пейзажи для натурных съемок подбирали по фильму Клода Шаброля "Чужой кровью", интерьеры снимали в павильонах, где Фриц Ланг работал над "Метрополисом", а сам кульминационный эпизод - сцена всесожжения верхушки рейха исполнена на уровне "большого стиля" все того же гениального Фрица Ланга. Ошеломляюще красива, пронзительна. Фильм прекрасен еще и тем, что у Тарантино — уникальный пластический "слух": он, как Годар, видит рифмы между самыми несопоставимыми фильмами. Почему "Ублюдки" сняты в жанре двух притопов, трех прихлопов в лужах крови, исчерпывающе объясняет эпизод, в котором фюрер присутствует на премьере духоподъемного фильма "Гордость нации" о снайпере, убившем 250 джи-ай (этот фильм в фильме, снял Элай Рот). В "Гордости" не происходит ровным счетом ничего, кроме того, что герой перезаряжает винтовку, а янки все падают и падают замертво. Но не просто так, а с каскадерскими финтами. Гитлер посмеивается, потом "ржет, не может". Не потому, что он тоже ублюдок. Просто пластика умирающих солдат неотличима от пластики бурлескных комиков, так же фигурно кувыркавшихся из окон и с крыш. Да, фюрер и Тарантино правы: война — это очень смешно, хотя от нее тошнит даже нацистов.


Тарантино часто компонует кадр так, чтобы было понятно: на экране не люди, а маски, этакие зомби с придурью. На первом плане, например, идет игра в карты между "нашими" и нацистами, сравнимая с безумным чаепитием из "Алисы". А на втором — замер, как восковая фигура, подпольщик-бармен, готовый, когда потребует сценарий, разрядить в клиентов припрятанное ружье. Таким же чучелом сидит в сторонке, пока не придет пора подать реплику, сам сэр Уинстон Черчилль.

Кстати феноменален кастинг: ни одного посредственного исполнителя. Тарантино умеет актеров на съемочной площадке поджечь так, что все становятся гениальны. Гитлера играет великий театральный актер Мартин Вуттке, отточивший карикатуру на фюрера до алмазного блеска в брехтовской "Карьере Артуро Уи". Бред Питт - единственный бимоль, но у него кажется был псориаз, поэтому он два часа просто торговал своей фамилией, вместо того чтобы отдать дань актеру Альдо Рэю, которого он и пародировал. Впрочем, подозреваю ему заплатили гонорар исключительно за фразу "Аруивердерчи", которая у него получилась просто блестяще. Ну и не менее блестящим штрихом служат финальные разборки на тематически подходящую песню Дэвида Боуи Putting out fire

И еще, все прицепились к Вальцу, который играл жидолова. Мол на Стеблова похож. Мне Вальц был больше похож на Наумова в "Гори, гори, моя звезда". Причем и вел себя точно так же. Кстати, рикошетом фильм бьет таки по советскому кино. Когда Питт, выдающий себя в логове врага за "макаронника", жует итальянские слова с диким бруклинским акцентом, вспоминаются незабвенные диалоги из "Подвига разведчика" (1947): "Как разведчик разведчику, я скажу вам: вы болван, Штюбинг".

Комментариев нет: