режиссер:
Гаэль Морельсценарий:
Кристоф Оноре2007 г., психодрамма
фильм-участник каннской программы "двухнедельник режиссеров"

фильм со слезами, истерикой, болью и шоком. В ДТП гибнет сын Денев и ее жизнь моментально меняется так внезапно, что она, похоже, не в состоянии полностью осознать всю полноту утраты. Ее гнев мог бы обрушиться на приятеля сына, который сидел за рулем злосчастного автомобиля, но происходит обратное: словно пытаясь заместить погибшего сына, Денев начинает проводить с его приятелем все больше времени. Ее не радует ни бывший муж, намекающий на то, что серьезность его нынешнего романа целиком зависит от нее, ни дочь с новорожденным внуком, которых она в раздражении вышвыривает из дома. Приятель сына тем временем все четче осознает, что у Денев поехала крыша и ее заждались психиатры, ибо она рада даже случайной возможности пройти по улице рядом с молодым парнем, попить пива, потолкаться в толпе фанатов на рок-концерте. Затем она нанимает его на работу, заботится о том, чтобы он посещал институт, дарит скутер, следит за ним по вечерам. Т.е. рефреном мысль что у некоторых женщин сносит крышу после смерти сыновей настолько, что они начинают приставать к молодым мальчикам, готовы убить свою дочь, которая только что родила сына и ищут сына везде даже в виновнике аварии. Все это психологически понятно и точно и даже вызывает временами волну рефлекторного сочувствия (если перед зрителем полтора часа рыдать, он в конце концов, скорее всего, тоже расплачется), но порекомендовать фильм к просмотру, снабдив хвалебной характеристикой, мешает одна малюсенькая деталь. У этой истории есть начало, но нет ни кульминации, ни развязки, ни развития. Режиссер пытался выстраивать густо замешанные на всевозможных "психологизмах" сюжетные коллизии, мол, материнский инстинкт (или все-таки что-то другое?) взял верх, но вышло так, что неприкаянная Катрин отодвинула на периферию действия своих весьма талантливых партнеров (Ги Маршана, известного по фильму
в париже) и Элоди Буше. Вероятно, так и было задумано. Пугающая странность ее поведения каким-то непостижимым образом выводится ближе к финалу в позитив, когда вместо пропасти безумия зритель увидит чуть ли не единственный способ элементарно выжить после пережитого. Но способ не единственный, а все тот же, просто в другой интерпретации. Все дело в том, что в Каннах-2007 Кристоф Оноре присутствовал сразу в двух ипостасях - как режиссер
песен любви и соавтор сценария фильма Гаэля Мореля. Зачем Оноре в один год сделал 2 фильма на одном и том же материале - не совсем ясно. Оба фильма раскрывают тему "места мертвого среди живых", и если в "песнях любви" за погибшей страдает жених, то здесь за погибшим страдает мать. Существенное отличие разве что в музыкальности фильмов - да и то, в обоих фильмах есть концертные вставки. У Оноре - трехминутка с концерта Алекса Бопена, который исполняет London Bridge, а у Мореля трехминутка с концерта
группы Aim. Ну и еще, оказывается, Денев любит послушать записи Бэт Гиббонс (portishead) и Эда Харкорта
кстати, опять же, очередная фишка Оноре - приятнутая за уши тема "геев". Фильм начинает с того два худощавых юноши, скачут по комнате, нацепив женские платья, затем один жеманно сообщает, что не хочет идти на вечеринку, потому что у него слишком много прыщей, а другой говорит, что тот самый лучший, далее парочка бесится под музыку, катаясь в двусмысленных объятиях по кровати. Однако, Морель подразнив зрителей предвкушением перверсии, идет на попятную – ничего противоестественного, суровая мужская дружба. В доказательство тому, приятели, не смущаясь, выходят, как были, к матери Денев, и та со смехом помогает им накрасить ресницы. Просто у мальчиков такие приколы.
Открытый Андре Тешине в фильме "Дикий тростник" актер Гаэль Морель довольно быстро переквалифицировался в режиссера-автора, причем кинематографически Морель, по собственным признаниям, был полностью сформированным картинами с участием Катрин Денев. Денев действительно у Мореля получилась точно такая же как в фильмах Тешине ("любимое время года", "воры", "повернуть время вспять") - т.е. постаревшая, депрессивная, безутешная тетка, которая носит исключительно брюки, водит авто, много курит, и является архетипом Юнга. Кстати, про архетипы. Оноре уже разрабатывал тему материнской любви-инцеста в своей экранизации скандального романа Жоржа Батая
моя мать. Но если у Юппер была совершенно патологическую связь с сыном, то Денев просто болезненно одержима приятелем своего сына. Кстати, была подобная роль и у Ремплинг, которая играла у Озона, который в свою очередь также любит культивировать тему смерти. У Ремплинг была паранойя из-за пропавшего без вести мужа, в фильме
под песком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий