6 июн. 2014 г.

Жасмин

режиссер: Вуди Аллен
2014


Кейт Бланшет (Жасмин) - шикарная иллюстрация женского нарциссизма + истерической структуры личности. И, конечно же, это классный реверанс в сторону Элиа Казана "Трамвай-Желание" (Вивьен Ли, как и Бланшет, получила Оскар).

Этот фильм Вуди Аллена в который раз доказывает поразительную предсказуемость работы бессознательного сценария, в какую бы социальную среду человек не попал. И даже если удача сама идёт в руки человеку, находясь под властью деструктивного сценария, человек не способен использовать её себе на благо и снова упускает свой шанс.

Эрик Берн говорит нам, что точкой выхода из патологического сценария является слово "Можно", то есть разрешение. Фрейд говорит, что выход из патологического сценария в точке воспоминания события и отреагировании переживания, которое долгое время ищет выход. Жасмин обречена терпеть неудачу за неудачей в силу её психологической незрелости и наивности, что организует вокруг неё множнство показательных ситуаций: это и многочисленные измены мужа, и обман близкой подруги, и потеря всего имущества, в силу полной материальной зависимости от мужа, и унизительные условия малооплачиваемой работы, и домогательства нового работодателя, это и жизнь на грани нищеты в психологически невыносимой обстановке дома своей сводной сестры.

Когда Жасмин встречает интеллегентного, очень успешного мужчину, ей казалось бы, выпадает шанс поменять свою жизнь, выйти из патологического сценария. Она пытается завязать с ним перспективные отношения и всеми силами стремится использовать свой шанс. Но буквально в последний миг, у витрины с обручальным кольцом, которое выбирает для неё молодой жених, вмешивается случай ( случай ли?) и буквально в считанные минуты, на наших глазах разворачивается вся драма упущенного шанса. Вуди Аллен снова и снова говорит нам о поразительной неотвратимости и предсказуемости в развёртывании бессознательного сценария.

Кто-то может подумать, что проблема Жасмин в том, что она пытается улучшить свое положение через кого-то. А так нельзя, так никогда не работает. Женщина, мол, упустила момент, не стала самостоятельной (экономически). А бедным женщинам без опыта работы трудно выжить в этом мире. Увы, не в этом суть фильма. Проблема Жасмин в том, что её никто никогда не любил. И она не умеет, не знает: как это - любить и уважать себя? Нарциссическую пустоту внутри заглушала суета вокруг, дорогие наряды и респектабельная жизнь.

Однако, у Жасмин патологическая склонность к пассивной роли жертвы (виктимный паттерн). И все ее несчастья ее не из-за того, что она пытается жить за чужой счет, а в перекладывании ответственности за все, что с ней случается - на окружение. Все с ней само случается, а она поглощена своими переживаниями. Жасмин - это женщина истерической организации личности. Она выбирает мужчину старше её (отцовская проекция) и находится с бессознательном сговоре с мужем о его бесконечных изменах, внебрачных связях. Закрывая глаза на его измены, она не замечает их, как бы не будучи на сознательном уровне о них осведомлённой - но на бессознательном уровне, она подталкивает своего мужа к изменам. То есть Жасмин постоянно воспроизводит Эдипов конфликт, чтобы что то для себя понять и решить. Я думаю она не отреагировала боль исключённой из отношений матери и отца, как двух взрослых мужчины и женщины, любовника и любовницы. Не оплакала и не отпустила эту эдипову драму. И именно поэтому она организует вокруг себя отношения, в которых есть измены. И именно поэтому ее тянет к неудачникам. Она думает, что не заслуживает большего и поэтому ее жизнь не изменится к лучшему.

Комментариев нет: