28 июн. 2009 г.

Класс

режиссер: Лоран Канте
2008 г.
золотая пальмовая ветвь на Каннском фестивале 2008
4 номинации на премию Сезар, номинация на Оскар

Самый долгожданный фильм прошлого года. Ожидание шедевра себя не оправдало. Сюжет несколько вторичен, и почему-то сразу косвенно отсылает к фильму Кассовца ненависть. С той лишь разницей что у Кассовца показана жизнь подростков вне школы, а у Канте - наоборот, школа и ничего более. Чем они интересуются можна узнать только из их автобиографий. По большому счету тем же чем и подростки Кассовца - слушают реп, тусуются, ввязываются в драки и т.д. При обсуждении фильма легко встать на менторскую ноту, т.к. коллизии фильма предполагают брюзжание в адрес юношества и расовой разобщенности.



Фильм снят в манере документалистики - камера "подглядывает". Учитель Франсуа Бегодо вместе с коллегами начинает новый учебный год. Школа — так себе, в классе — ребята из тех, что пару лет назад жгли на окраинах Парижа чужие автомобили. Самый приличный ученик — китаец, который не знает французского. Самый трудный — чернокожий гангста Сулейман. Самая непредсказуемая — Эсмеральда, из местных гопников, не умеет спрягать, но говорит, что читала Платона. Учителя они не слушают, на уроках интересуются: «А вы не гей?». Подростки, как им и полагается, невыносимы. Учитель Франсуа далеко не подвижник. Режиссер показывает не самого беспомощного, но и не самого мудрого учителя. Франсуа — средний такой учитель. Он легко срывается в некрасивую истерику. В глубине души он сноб, с тщательно скрываемым чувством превосходства рассуждающий о Сократе перед подростками, равнодушными даже к таблице умножения. Франсуа играет непрофессионал Франсуа Бегодо, писатель, журналист, кинокритик, автор «Кайе дю синема». А также — настоящий учитель французского, написавший по стопам своего преподавательского опыта книжку «Между стен», по которой и поставлена картина Канте. В ролях его учеников — реальные ученики. В фильме также появляются их реальные родители и другие педагоги, коллеги Бегодо. Камера ни разу не выйдет за границы этой школы, лишь изредка переключаясь с уроков на учительские советы и разговоры во время перемены. Все 2 часа зрителю показывают грамматику, орфографию, правила произношения, отличие устной речи от письменной, чтение «Дневника Анны Франк», составление автобиографий и демагогию учителя с учениками, который весь фильм натыкается на их упрямство, возражения, лень и другие свойства подросткового характера, обманчиво помноженные на принадлежность детей к другой культуре, с которой французы по-прежнему не знают, как быть. Можно было бы сказать, что фильм разрастается до ­ме­тафоры современной Европы, в которой неврастеничный белый учитель-неудачник пытается рассказывать разноцветным варварам про Сократа и Анну Франк, но фильм психологически ретроспективный — подобно эффекту групповой терапии зритель вовлекается в ролевую игру, проигрывая на себе модельные ситуации и вспоминая каким же он сам был в школе и какие его волновали на тот момент проблемы. Именно в этом и есть тот пресловутый неонеореализм, который доходит до предельной точки, скребет по дну, исчерпав все возможные комбинации связей вымысла и реальности. ­ Но, опять же, господа-товарищи, кризис отношений между учителем и его подопечными описан многажды в литературе, театре, кино. Поколенческая тема неисчерпаема, но одновременно банальна: все мы учились в школе, и каждый из нас имеет свой опыт и субъективную точку зрения на проблему "отцов и детей". Единсвенная мораль фильма - не разобщенность подростков и проблемы переходного возраста, а укор современной образовательной системе, при которой учителя, как сапёры, не имеют права на ошибку, т.к. их слабость или оплошность будет использована против них самих. Благодаря этому фильму можно разве что понять, что проблема "ученик-школа" существует не только в нашей стране, а что все может быть и хуже. Гораздо хуже.

Комментариев нет: