30 мар. 2009 г.

Сирена с Миссисипи

режиссер: Франсуа Трюффо
1969 г.

Еще один фильм Трюффо (как и Невеста была в черном), по роману Уильяма Айриша. И еще одна, в этот раз легкая, попытка «дать Хичкока»

Так как в 60-х интернета не было, два человека с разных континентов писали друг другу письма, затем встретились. Денев призналась, что посылала чужие фотографии, дабы быть уверенной, что мужчина выбрал ее не за красоту. А мужчина (Бельмондо) призналась, что не сотрудник, а владелец табачной компании (хотел уверенности, что его выбрали не ради денег). Они поженились. Естественно, она исчезла со всеми его деньгами, а он отправился искать ее. Нашел. Но не он, а детектив ранее нанятый им. И ради нее он убивает детектива! Или ради своей любви. Или это одно и тоже… Они скрываются от полиции, она пол фильма ноет о том, что хочет в Париж и новое пальто, они оказываются не далеко от границы со Швейцарией, и она снова предает его – подсыпав яда. Последняя сцена восхитительна – они уходят в падающий снег, она поддерживает его, они вместе.


Денев весь фильм оказывается не той, за кого себя выдает, а Бельмондо отправляется... Да какая разница, куда он отправляется, в итоге оказывается в больнице, где видит рекламный ролик борделя, в котором пляшет Денев. И таких вот «роковых событий» полон фильм. Бельмондо не долетает туда, куда он собирался, он случайно видит Денев по телевизору, он ее, конечно же, случайно, но без особых проблем, находит, потом случайно же сталкивается с детективом и т.д. и т.п... А в третьей части фильма начинается любовная дорога двух героев. Причем такая, в которой «жить с тобой не могу, а без тебя – тем паче».

Как ни странно, именно по этому фильму американцы сняли римейк, под названием «Соблазн», в роли Денев там — Джоли, а в роли Бельмондо — Бандерас. Оба фильма неплохие, но различие слишком ощутимо: Бельмондо владеет полями табака, а Бандерес — полями кофе. Фильмы такие же разные, как кофе и табак. «Сирена…» — грубоватый, маскулинный, сдержанный, напряженный. «Соблазн» — притягательный, ароматный, страстный, латинский (колориту прибавляет, что действие развиваются на Кубе). Провалившаяся по странным причинам «Сирена.. », немножко ретировалась за счет этого интереса американцев. Во всяком случае, оригинал смотреть спустя 40 лет пробовали многие.

Трюффо безусловно снял хорошее, показательное кино про любовь, без лишней напыщенности и стилизации с которой играли Джоли и Бандерас. Плюс Трюффо добавил несколько своих фишек, к примеру, множество ссылок на кино-клип из "Ла Марсельезы" (картины, посвященной Жану Ренуару, чей фильм "Золотая карета" (La Carrosse d Or) дал название киностудии Трюффо. Он также отдает дань уважения Хамфри Богарту, Нику Рэю, Оноре де Бальзаку, Жану Кокто и редактору журнала Cahiers Du Cinema, в честь которого назвал частного детектива Комолли (в его роли Мишель Буке) как известного кинокритика Жан-Луи Комолли. Его убийство символически означает уничтожение кинокритики — здесь Трюффо практически цитирует фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной». Также Трюффо каким то чудом уговорил Денев раздеться. Это чуть ли не единственный ее фильм, где она оголяется, причем так откровенно и забавно:


Денев играет хорошо, выглядит хорошо, непринужденно и ловко. Она играет ту Денев, которую любил показывать Бунюэль — женщина с темным прошлым, сирота, проститутка, воровка и т.д. В данном случае — все в одном. Что бы она ни совершала, как бы ни обманывала, тайна и непостижимость ее женской натуры всё равно остаются привлекательными и манящими к себе. Денев действительно как сирена (как и подобает роковому существу) впутывает бедного Бельмондо в рискованные авантюры, но для него это — единственная возможность быть рядом с ней и жить настоящей, полнокровной жизнью, пусть и “у смерти на краю”.


Бельмондо чуть ли не в-первые в жизни играет то, что никогда не играл — уравновешенного человека. Без дурацких усмешек, сконцентрированного, думающего, подчеркнуто собранного, хорошо одевающегося и слепо идущего ради своей любви на все. Бельмондо очень хорош. Нарочито хорош! Его персонаж словно говорит зрителю: “Ты знаешь приятель, нет разницы ради любви или ради нее”. Бельмондо выдает историю большой любви, побеждающей предательство, вранье, измену, преступление, банкротство. Любовь его неподсудна и безрассудна.

В целом странная история съемки этого фильма. Снимал его Трюффо как раз после мая 68-го, это время когда многие режиссеры "перебесившись" на баррикадах, месяцами плевались в ремесло, государство и общество, героизировали маленьких капралов и расспрашивали Хичкока о профессии, а Трюффо тем временем плюнул на все и поехал снимать свое кино на Мадагаскар (!!). В конце 70-х он публично извинялся перед Бельмондо за то, что тот в "Сирене... " оказался не на месте, чем и затормозил свою карьеру. Очень зря извинялся, мне кажется. Этот фильм один из тех, которые я люблю пересматривать. Я люблю Бельмондо у Трюффо.

Комментариев нет: