29 сент. 2008 г.

Невеста была в черном

режиссер: Франcуа Трюффо
1968 г.

атмосферный, стильный и легендарный в своем роде фильм, который спустя 35 лет благополучно превратились в объект для постмодернистских шуток американского всезнайки о кино — Тарантино, который взял и снял небезызвестный римейк "Убить Билла". Идентично и убийство во время свадьбы, и что невеста решает отомстить убийцам, и даже блокнотик имеется, из которого имена вычеркиваются. Учитывая любовь Тарантино к «новой волне», совершенно очевидно, чем он вдохновлялся для своего пост-модернистского эксперимента. При этом сам Тарантино открещивается от этого, мол, фильма Трюффо он вообще не видел. Все, конечно, возможно, учитывая, что и фильм Трюффо — "варианция на тему" хичкоковского фильма "Окно во двор". Тарантино мог его видеть, но, судя по кадрам, где Моро сидит со списком жертв, которых вычёркивает по очереди, Квентин видел как раз Трюффо, не Хичкока. Видимо, позволил себе снимать такие римейки потому что фамилия начинается на "т" и заканчивается на "о".

Сюжет разворачивается по-французски спокойно, но решительно непредсказуемо, и только минуте к 20-й постепенно начинаешь понимать, что происходит. Оказывается, Моро выслеживает и убивает мужчин, которых даже не знает в лицо. Жертвы тоже ее не знают. Сначала не ясно — зачем она убивает, но выглядит это чертовски забавно. К первому ловеласу Моро пытается пройти в кондоминиум, а затем, на званой вечеринке он лезет якобы достать ее улетевший шарфик и, случайно, опять же, якобы, падает с балкона, а шарф долго летает в воздухе над городом (намёк на хичкоковское «Головокружение»)

лез за шарфиком - Клод Риш, тем временем за стаканом воды 2 раза к ряду ходил Жан Клод Бриали


Второго Моро подцепила по дороге в театр (намек на хичкоковский "Человек, который слишком много знал"). Неплохого мужчину подцепила - плюшевого, педантичного, аккуратного. К нему Жанна сама пришла в гости, принесла бутылку вина. Щебетала, танцевала. В вино разумеется намешала какого-то яду.

бедолагу звали - Мишель Буке

Третьего Моро убивала забавней всего. Сперва минут 15 изображала смекалистую школьную учительницу которую, мол, жена попросила помочь мужу управляться с ребенком (намек на хичкоквские "Птицы"). Моро явилась к ребенку домой, и давай варить борщи и ухаживать за мужем, как за собственным. Уложив ребенка спать, вместо того, чтобы "на дорожку" мужа совратить, она его запирает в чулане, откуда он, безпомощный, выбраться ну никак не может.
муж - Майкл Лонсдэйл

Четвертый оказался художником. Все мизан-сцены происходившие между ним и Жанной стоят всего фильма. Гипнотические они. Жанна всего лишь позирует молча, а четко как видно , что не Софии Лорен нужно было играть Клеопатру, и не Грете Гарбо Мату Хари.



Был там, кажись еще кто-то, кого Моро "безжалостно" прихлопнула. В конце концов, разумеется, никто не ушел без пиздюлины, понеся заслуженное наказание, не даром ведь говорят, что обиженная женщина страшнее паровоза. А Моро мстила мужчинам, убившим (в прямом смысле) её счастье, - ее мужа, который прямо в начале фильма погиб на ступеньках церви, едва обвенчавшись с Жанной. Таким оразом Моро одномоментно является и жертвой, и преступницей весь фильм.

итог: Трюффо снял не просто триллер о невесте-мстительнице — это его первый фильм, с реминисенциями на Хичкока. Трюффо не подражал и не пародировал, он снял умело, забавно, но жаль что рассекретил всю тайну фильма задолго до его развязки. Поэтому фильм держит во второй половине уже не американскими клещами, а цепкими руками "новой волны". Супер саспенса у Трюффо также не получилось и потому, что "ужас" происходящего он разбавил грубыми годаровскими шутками, плюс с инферальным образом Жанны переборщил. Ходит она весь фильм в образе Жульеты Мазины (из фильма "Ночи Кабирии"), а не в образе ангела мести с властным магнетизмом. В итоге, вышла у Трюффо несчастная, убита горем Жанна, которая 4 раза (в каждой новой-мизан сцене) сама на себя не похожа, и которая одновременно расчётливая и безжалостная убийца, чарующе и заботливо убивающая мужчин.

От себя, в свой "детектив" Трюффо впихнул "мораль", с сарказмом показав нравы и скромных служащих, и бандитов, и мошенников, и богему, и политиков. Все они в равной степени любители баб, и все хотели избежать ответственности.

p.s. пол фильма пыталась вспомнить, где я слышала мелодию на клавесине. Трюффо "позаимствовал" ее у хичкоковского композитора Херманна. Как говорил великий Пикассо — "Плохие художники копируют. Великие – воруют"

Комментариев нет: