приз за сценарий на МКФ в Монреале, премия Французского синдиката критиков, 4 “Сезара” — за сценарий, главную (Мишель Серро) и второплановую (Ги Маршан) мужские роли, а также за монтаж
Чистая вкусовщина и блестящий образец французского детективного фильма, на который американцы сняли в 1999 году небезызвестный римейк — Под подозрением. Загадочная история что называется. Я не о сюжете, а о судьбе кинокартины. На месте Вентуры, Серро и Шнайдер — Фримен, Хэкмен и Белуччи. По всем меркам должен был быть блокбастер, сопровождающийся шумной рекламной компанией, представлением звёзд и т.д. Фильм же практически не вышел в прокат — ни в США, ни в остальном мире. Сборы ничтожны. А Хэкмену, Фримену и Монике, кажется, вообще не выплатили гонорары. Что интересно — фильм получил категорию "R" (такую же, как "Крёстный отец", "Криминальное чтиво" и "Список Шиндлера") — ибо изумительный совершенно. Дико тонкий, прозрачный, как слеза младенца, простой, притом элегический, да. Впрочем, оба фильма несказанно хороши, оценить, какой из них лучше — затруднительно. Настолько принципиально разные финалы, что это фактически два совершенно разных фильма. Плюс американцы, по ходу, смягчили некоторые сюжетные ходы — т.е. там, где французы ограничились описанием местности, на которой происходило действие — американцы тщательно всё изобразили. Плюс оба идеально срежиссированы, но сами роли проиграны по разному — Хэкмен играет жесткого человека, которого Фримен просто ломает об колено, чтобы получить признательные показания. Серро, напротив, изначально слаб, подвержен рефлексии и его больше по-человечески жалко. К тому же финал французского фильма намного жестче. Вентура превосходен, здесь он не напористый следователь, а человек, который сперва искренне ненавидит обвиняемого Серро, ибо априори уверен в его виновности, а затем точно так же ненавидит за то, что его подозрения не оправдались и все вышло настолько некрасиво.
Я смотрела сперва Под подозрением, а затем Инквизитор, который узнала благодаря роли Беллучи, которая на редкость талантливо пародировала роль Шнайдер. Причем Монике удалось сыграть немного больше, чем просто красоту. Но все же, все же, Инвизитор запоминается больше тем, что полностью камерный фильм. Действием он напоминает пьесу, — все происходит в течении новогодней ночи в полицейском участке. Сюжет строится на допросе подозреваемого Серро, которого обвиняют в убийстве, выворачивают ему душу на изнанку, а когда случайно обнаруживается истинный виновник, его выкидывают как тряпку за стены комиссариата. А там, — там последняя реплика, и последнее появление в кадре Роми. В целом ее предпоследнее появление в кино.
Мишель Серро
Серро играет мягкого, добропорядочного, скрывающего свои тайны, но острого на язык и уверенного в себе нотариуса, который в канун нового года заходит, как он думает, на минутку в полицейский участок, чтобы рассказать, как за несколько недель до того обнаружил труп изнасилованной девочки. На его беду, это было уже не первое подобное преступление в их краях: незадолго до того на пляже была найдена ещё одна малолетняя жертва насильника, а заодно там же была замечена неправильно припаркованная машина. Очевидно, что потёртый жизнью и уставший инспектор (его великолепно играет Лино Вентура), обвиняет Серро в изнасиловании и убийстве восьмилетней девочки, причем прямых доказательств его вины нет. Имея подопечного болвана-помошника (Ги Маршана), Вентура ставит задачей новогодней ночи расколоть негодяя Серро. Таким образом, весь триллер чудесным образом держится на изысканной словесной дуэли, в которой многие атаки идут с упреждением: то Серро строит логическую цепочку, доказывающую свою виновность, то Вентура подбросит факты, обеляющие подозреваемого.
Блестяще сыграно, Серро крутой. Первый фильм, где он реально открылся (половина страха, правда, в интонациях им сыграна)
Лино Вентура
Во второй половине фильма появляется снежная королева Роми Шнайдер и свидетельствует против своего мужа (Серро), окончательно убеждающая Вентуру в вине своего супруга... 10 минут к ряду Шнайдер-Вентура играют в психоаналитика и пациентку — сидят в аскетичном кабинете под елкой, меланхолично беседуют о жизни, синеву вечернего города за окном заливает дождь, свет и тень играют на их лица, и кажется вот-вот они упадут в объятия друг друга прямо под елку… В самой Роми присутствует какое-то необъяснимое волшебство, загадка, и в тоже время скорбь. В итоге, за те 10 минут ее монолога триумфально прорывается несчастная история любви, а не сложный психологический триллер. В финале, своим самоубийством она дает понять, как частный конфликт непонимания и неприятия между двумя людьми может приобрести характер столкновения беспомощного, по сути, человека с могущественным аппаратом подавления.
Роми Шнайдер
что интересно, так это атмосфера фильма. По задумке, видно, что Клод Миллер (режиссер) хотел отдать дань криминальным драмам (“чёрным фильмам”, психологическим “полярам”) и наследовать таким образом Клузо, Беккера, и Мельвиля, но, взяв сценаристом Одийара, промахнулся. Тот переработал американский детектив “Промывка мозгов” (Brainwash) Джона Уэйнрайта, таким образом, что Миллер получил на выходе прямую перекличку с Набережной Орфевр — и по времени действия (канун праздника, Рождество и Новый год - почти одно и то же), и плюс человека подозревают в преступных деяниях с наличием патологии, обрушивают на него всю силу следственной системы, а задержанный оказывается невиновным и т.д. и т.п. В целом, это уже мои придирки наверное, ибо каждый из трех фильмов имеет самостоятельную ценность. Посмотрите, — все три и правда хороши. Предновогодние такие триллеры.






Комментариев нет:
Отправить комментарий