4 сент. 2008 г.

На двойной поворот ключа

режиссер: Клод Шаброль
1958 г.
1959 — Венецианский кинофестиваль
лучшая актриса — Мадлен Робинсон

Один из ранних фильмов Шаброля. Семейная драма с привкусом детектива. Как где-то было написано «Начало настоящего Шаброля». Честно говоря, больше похоже на настоящего Хичкока с толикой обличающего антибуржуазного пафоса. Отличный на самом деле фильм. Интересна не столько зарисовка мира буржуазии, сколько, зависимость людей от денег. И аллюзии. Ведь хозяйка и ее сын - это аллюзии на фашизм. Помните, он долго смориться в зеркало перед убийством - он и она намек на фашистов. Обратите внимание, он включает пластинку с немецкой нац. мелодией и лицо уж больно подобранно арийской внешности.



Или сцена за столом: веселящиеся Бельмондо и его друг на веселе, муж хозяйки; и с другой стороны, готовые их растерзать: хозяйка, ее дочь. И единственный оставшийся спокойным сын. (если кто-то смотрел "Обычных подозреваемых" Зингера, там был диалог: "Как определить убийцу? Задерживающих на сутки нескольких подозреваемых, утром заходишь в камеру, и тот кто спит и есть убийца. Только совершивший убийства будет спокойно спать в эту ночь..."). Под маской благопристойности скрываются гнусные пороки,буржуазия - враг людей,носители буржуазности - это ханжи и развратники,ненавидящие красоту жизни и не знающие,что такое чувство прекрасного...

И еще, именно здесь я впервые разглядела Бернадетт Лафон, совершенно меня очаровавшую. Кадры, где Бердадет появляется в нижнем белье едва не стали причиной запрета фильма. Ее обвинили в непристойном поведии. Для 1958 года это было слишком эпатажно, даже учитывая появление голого Бельмондо в кадре.








В одной из главных ролей должен был сниматься любимый актер Шаброля — Жан-Клод Бриали. Но тот внезапно тяжело заболел. Откладывать съемки было невозможно. По совету Бриали Клод Шаброль обратился к 25-летнему не известному Бельмондо (который стал известен своим следующим фильмом - на последнем дыхании, вышедшим годом позже, в котором Шаброль выступил художником-постановщиком). Что интересно, Бельмондо в "На последнем дыхании" использует имя Ласло Ковач в качестве псевдонима, услышать его у Шаброля на год ранее было сродни откровению. Кстати, Бельмондо в ставшей позднее для него востребованной роли повесы. Его Ласло Ковач - нахал и скандалист. Его герой очень хорошо рифмуется с героем фильма Бертолуччи "Перед революцией". Оба в начале фильмов бунтари, хулиганы, но ставят целью войти в буржуазную семью и стать обычными обывателями. Кстати, оба фильма вышли задолго до "Весёлого мая" и "Последнего танго в Париже", наглядно продемонстрировавшего крах шестидесятнических иллюзий... О предстоящем обуржуазивании бунтарей писал и Пазолини в стихотворении "ИКП - молодёжи", за которое на него жутко взъелась левая интеллигенция по обе стороны Берлинской стены.





Кстати атмосфера фильма, просто ошеломляющая: лето, поля, цветы, "Испано-съюза", летяшая по Парижу... Про видеоряд я вообще молчу. Анри Декае - любимый оператор Мельвиля из его, так сказать команды. Первый фильм Декае "Молчание Моря", второй "Ужасные дети".








Комментариев нет: