7 июл. 2008 г.

Презрение - от Моравиа до Годара

есть у Годара чудесный фильм презрение (да-да, тот самый где Брижит Бардо Брюнетка (Б. Б. Б.). Оказывается Годар переработал под сценарий не только Гомера, но и полностью весь роман Альберто Моравиа. Причем Жан-Люк почти не отклонился от фабулы: мужчина везет свою жену на Капри с целью спасти их брак, но это путешествие приносит обратный результат.

Разумеется фильм Годара осознается более целостно, после прочтения Моравиа, разница лишь в том, что ассоциации фигурируют в памяти гораздо крепче – ведь у Годара там пол фильма Бардо валяется голой и беспокоится по поводу своего аппетитного задика, а у Моравиа книга начинается с такой оптимистичной ноты за которой сразу же угадывается грядущая катастрофа. Причем это сходство перекликается и с фразой арагоновского «Орельена». И вот, когда я это выяснила, моя безграничная любовь к Годару выросла моментально еще раза в два. Годар хитрец жуткий – он сделал такой трюк, такой трюк! Оказывается фильм Годара это еще и плевок в сторону феминизма! Какой же он все таки гениальный мужчина и режиссер, но дело в том что идея, которую пытался донести Годар все таки лучше донес Моравиа: господа, не слушайтесь своих жен, если хотите, чтобы они вами восхищались.
В «Презрении» Годара – мужчина просто самовлюбленный жадный к деньгам тип, а в «Презрении» Моравиа – мужчина слабак, а его жена, которую у Годара играет Б.Б.Б. хочет иметь квартиру, и тогда он бросает писать театральные пьесы и становится киносценаристом, чтобы иметь возможность платить взносы за жилье. И именно оттого, что он уступил требованиям жены, она его и презирает: ее злит тот факт, что он выполняет ее просьбу! У Годара ко всему прочему, еще и очень тонко показано что муж этим поступком толкает Б.Б.Б. в объятия продюсера, - вульгарного типа по имени Фриц Ланг.


Годар завуалировано анализировал весь фильм губительное влияние феминизма на мужское начало, вот почему у него главную роль играет не кто-нибудь, а мужененавистница Бардо!
Тем временем, Альберто Моравиа вовсе не был женоненавистником, просто он также был озабочен этой проблемой. И он стал одним из первых писателей в мире, кто исследовал современного мужчину, это трусливое и меркантильное существо, подчиненное новому могуществу женщины, выброшенное в искусственную среду, где царят такие идеалы, как красивый дом, красивая машина, красивая цифра доходов... Мужчина живет в цивилизации материальных благ, убивающей любовь: здесь дарят друг другу не нежные чувства, а вещи. И именно эта ловушка под названием «современный комфорт» впоследствии подверглась беспощадному анализу Годара. И если почитать Моравиа уже после Годара, то становится предельно ясно, насколько Жан Люк виртуозно отобразил саму суть этой болезни – невозможность существования м и ж в лицемерном обществе. И Моравиа точно также (он вообще мне кажется предок Уэльбека) в своем «Презрении» заключает М и Ж в пределы зачарованного острова и с мрачным наслаждением наблюдает, как его герои беспомощно барахтаются в неразрешимых противоречиях: ведь его мужчина (муж) так похож на многих современных мужчин - жертв эгоистического мира сверхпотребления... И выходит что Годар просто домыслил за Моравиа финальный аккорд: в современном мире мужчина пожизненно мертв. Браво Годар!

Комментариев нет: