3 июл. 2008 г.

за что Поланский мстил Бунюэлю

когда Бунюэль снимал свою дневную красавицу он уже отсмотрел фильм Поланского – отвращение. Когда же Поланский начал снимать свою горькую луну, за затылком у него призраком стоял "Этот смутный объект желания" Бунюэля. Очевидно, что "отвращение" это приквел "дневной красавицы", но давайте разберемся как связаны "горькая луна" (1992 года) и "этот смутный объект желания" (1977 года).

Оба режиссера снимали одно и то же — историю страсти, подчиняющей рассудок. Историю мужчины, играющего с огнем в женском образе, огнем манящим и обжигающим. Бунюэль в смутном объекте сделал так, что в Кароль Буке одновременно уживаются и ангел, и демон, а эротизм едва намечен, — Буке стыдливо обнажает грудь и хранит невинность для своего любимого, доводя его этим самым до исступления. Таким незамысловатым образом фильм строится вокруг "ну дай мне, пожалуйста - ну нет, не дам". Сверхценность, в ранг которой Буке возводит свою девственность, смешит и забавляет, а Бунюэль заставляет своих героев так долго бегать друг за другом внутри замкнутого круга, что страшная развязка очевидна: ошалевший от желания старец наконец заключил свою Кароль в объятья, игра заканчивается, взрыв неминуем.

Поланский, спустя 30 лет в своей горькой луне пародирует эту же историю, но более просто и последовательно. Сюжет остается в рамках типичных для Бунюэля отношений "охотник - жертва", но Эммануэль Санье антитеза Кароль Буке — она вульгарная, ненасытная и бесстыжая деваха, которая, ко всему прочему, проходит путь от страстной любви до жгучей ненависти, превращаясь из рабыни в мучителя. Поланский, в отличие от Бунюэля не дает зрителю простора для домыслов, а кормит сначала страстью, а потом ненавистью настолько сытно, что уже примерно к середине фильма хочется отодвинуть тарелку и поблагодарить. Поланский настойчиво весь фильм пытается переплюнуть Бюнюэля дабы шокировать зрителя обилием садомазохистких забав и глубиной психологизма, поэтому сначала совокупляет героев невообразимыми и нелепыми способами, а потом убивает обоих, на фоне "Империи чувств" Осимы, снятой еще в 1976-м году. Все это выглядит откровенно говоря слишком пошло и удручающе.

Если брать формально, то оба фильма решены тоже примерно одинаково. У Бунюэля главный персонаж — пассажир только что окативший водой молодую женщину, оправдывается перед соседями по купе, а у Поланского — пасажир калека в инвалидном кресле рассказывает свою историю случайному попутчику. Плюс зарождение любовных отношений отнесено в прошлое, а в реальном времени проживается только финал и развязка. Плюс и у Бунюэля, и у Поланского главному герою за пятьдесят, а героиня наоборот — молодая девушка. Общих точек соприкосновения, как видно, у этих двух фильмов множество, а разница лишь в том, что у Бунюэля действие разворачивается в вагоне пассажирского поезда, а у Поланского — на борту теплохода.

Так почему же Бунюэль считается гениальным режиссером, а Поланского сразу же после выхода "горькой луны" все иноязычные критики назвали пристаревшим озабоченным "мудаком", который зациклился на примитивном сюжете?

На самом деле отгадка очень простая. Поланский снимая "горькую луну" проделывает тот же трюк, что проделывал Бунюэль, снимая "дневную красавицу". Только у Поланского получилась заурядная порноэротическая говнодрама, а Бюнюэля до сих пор считают родоначальником холодного образа Катрин Денев у которой сложные отношения с мужчинами. То есть все режиссеры Франции эксплуатирующие 35 лет образ русоволосой бестии со взглядом напуганного ангела, убивающей без зазрения совести "этих надоедливых мужчин", кланяются перед Бунюэлем, а не перед Поланским, который как раз этот образ Денев и создал в своем "отвращении". Поланский конечно сам виноват — сам себя подставил. В своем дневнике "Роман" как-то уж слишком небрежно прокомментировал и свою работу с Денев и вообще сам фильм. Он написал, что сюжет придумал на ровном месте за 2 недели, по большому счету взяв за основу знакомую знакомого, которая страдала аутизмом и распадом личности, а так как "отвращение" был его первым англоязычным фильмом, то Поланский был готов на все, чтобы деньгодатели финансировали фильм. И когда он, Поланский, приехал снимать в Лондон он вообще по-английски не говорил, плюс бюджет у фильма был такой маленький, что спецефекты ему самому вручную приходилось делать, чуть ли не из пластилина, а снимали все это дело в его арендованной лондонской однушке. Ну и так как время поджимало, фильм вышел в сравнении с другими его фильмами в 5 раз ниже качеством, потому что спешили и не хватало денег закончить. Грубо говоря во всех англоязычных интервью что мне доводилось читать сам Поланский рассказывает, что "отвращение" это его самый слабый фильм (что конечно далеко не правда и совсем наоборот). А теперь представьте себе, что Бунюэль снимает свой "объект желания" и весь мир читает нечто в стиле: да вы знаете, это вообще мой самый неудачный фильм, мне так сильно были нужны деньги, что я готов был снять любую халтуру и т.д. и т.п.

Что удивительно, Бунюэль, который на тот момент был уже уважаемым режиссером ("андалузский пес", "дневник горничной", "виридиана" и т.д.) обратил внимание на "отвращение" Поланского, который был еще никем, и по дружбе снял знаменитую Катрин Денев, которая благодаря шербургским зонтикам была многообещающей молодой артисткой. Бунюэль просмотрев "отвращение" вдохновился идеей, а затем взял да и запатентовал образ холодной Денев, который показал Поланский, тем самым сорвав куш в мировом кино. Поланский затаил зуб, и максимум как смог отомстить за такое — снял горькую луну как пародию на смутный объект желания.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Какая познавательная статья вышла! Молодцом автор! :)