31 мар. 2010 г.

Граница рассвета

режиссер: Филипп Гаррель
2008 г

фильм-участник основного конкурса каннского кинофестиваля

В Каннах фильм ждали с нетерпением, но после премьеры, 2200 человек вышло из зала с мыслью, что новый фильм Гареля на грани обезоруживающего экзистенциального комизма. Многие критики (в том числе и lejdd, variety и screen daily) его совершенно забукали и написали, что Гаррель явно продолжает пребывать в кино-времени 60-х, когда по экрану ходили Антуаны Дуанели. Да и черно-белый цвет картины, различные приемы работой со светом и камерой, так и просят зачислить фильм задним числом в конец 60-х. У зрителя, мол, было много времени, чтобы отвыкнуть от этого томления, лиричной страсти, пагубных переживаний и проникновенных, решающих судьбы людей, бумажных писем и душераздирающей виолончельной музыки, которую впору исполнять на кладбище. Конечно, такие намеренные анахронизмы вряд ли привлекут массового зрителя в кино, но верные поклонники режиссера и лирических фильмов, бродящих на грани любви и смерти, окажутся довольными. Вменяемо про Гареля написали лишь les inrocks, мол, такое ощущение, что люди вообще фильмов Филиппа никогда в жизни не видели. Филипп как снимал, так и до сих пор снимает черно-белые фантазмы, с клинической точностью сейсмографически записывая состояния душ. Фильмы его похожи на череду длинных черно-белых кадров, иногда напоминающих фотографии Jeanloup Sieff. Тем, кто фильмы Филиппа никогда не видел - совет один, и не смотрите. Тем, кто видел и оценил хотя бы регулярных любовников скажу, что "Граница" смотрится как продолжение. Но ближе всего этот фильм к Филипповскому L'enfant Secret (1979 г.) Лора Смет, конечно, не Анна Вяземски и не Мирей Перье, но это всё равно маленькое счастье.



В центре фильма попытка слияния двух существ: фотографа Луи Гареля (известного по фильмам мечтатели, парижская история, моя мать, все песни только о любви, обыкновенные любовники) и белоснежки-ворчуньи Лоры Смет (известной по фильмам жена жиля, убийственный ультрафиолет). У них началась легкомысленная интрижка («Я тебя люблю» - «Давай не будем говорить о любви. Мы о ней ничего не знаем, мы просто проживаем ее»). А как же иначе – она замужем, а он – непростительно молод и вспыльчив. Лора не подпускает Луи близко к себе, хочет жить своей привычной жизнью, без лишней привязанности, но с сексуальным поддекстом. Луи такая схема не устраивает и он рвет с ней все отношения. Для нее это оказывается слишком и она последовательно старается вернуть его: сперва бесконечно пишет ему письма - он не реагирует и не возвращается; затем она поджигает квартиру, проходит курс ЭСТ в психушке и пичкает себя транквилизаторами на фоне неплохой порции бурбона. Страсть к Луи делает свое дело и в итоге приводит ее сперва к помешательству, а затем к самоубийству. Но даже после смерти, Лора не пропадает из жизни Луи, который к тому времени завел уже роман с другой девушкой, что в свое время тоже пыталась покончить с собой, но потом кое как встала на ноги, и пытается теперь верить в людей. Бросить ее Луи просто не в состоянии, второй суицид на его совести может оказаться фатальным уже для него. Плюс ко всему, эта девушка беременеет и молодой фотограф, после долгих раздумий, сообщает, что он вроде бы тоже рад этому ребенку, они поженятся и будут жить вместе, долго и счастливо. Несмотря ни на что. Но остальные пол фильма Луи мерещатся призраки Лоры в зеркале.

Многие считают, что Гаррель снял фильм в котором соединил поэзию с маразмом. Мол, красиво начавшаяся история любви, превратилась в фарс с привидениями, зеркалами и психушкой. Есть еще любители искать скрытый смысл в молчании, или за простыми диалогами. Хотя, на некоторые фразы таки действительно стоит обратить внимание. К примеру, Лора как-то вначале говорит Луи: "Если я тебе надоела, скажи - никто не умрет". Ближе к средине фильма, когда Лора уже умерла, Луи в баре кому-то говорит: "Я протагонист". Это надо понимать как то, что слова расходятся с действиями. Протагонист Луи как-будто исключил из своей жизни Лору, а она вернулась к нему из зеркала, призраком. Почему? Потому что Гаррель снял кайдан. Кайдан - это японский жанр поучительных историй о настигающем смертных неотвратимом воздаянии за прегрешения в земной жизни. Авторы кайдана стремятся наставить читателя или зрителя на путь истинный. Гаррель - автор кино-кайдана (Риветт, кстати, тоже). Гаррель показал, насколько Луи инфантилен - он не разобрался в своих чувствах к Лоре, якобы исключил ее из своей жизни - пытался сублимировать и забыть, аж пока не встретил другую девушку и все повторилось - он опять не может разобраться в своих чувствах, он опять сублимирует. Это четко видно через самопародию Луи. Например, вся линия с переживанием своего будущего отцовства - он няньчит кошку, как ребенка; подносит коляски на улицах; натужно солидарен с молодыми отцами, которые в карманах носят только обрывки памперса, чтобы нацарапать адрес. Луи опять сублимирует, но упрямо говорит сам себе и своей девушке: "Все нормально, мы поженимся, мы будем счастливы". Но его накрывает и накрывает прошлое. Все больше и больше. Потому что это ловушка. Вид изнутри. Прошлое растет и вытесняет настоящее. Поэтому прошлое - это призраки. И они всегда возвращаются как реальное. Этот фильм что-то вроде заклятия своих бесов.

Комментариев нет: