8 нояб. 2009 г.

Раса господ

режиссер: Пьер Гранье-Дефер
1974 г.

Фильм ставился по роману с названием абсолютно нейтральным, не сообщающим читателю ничего интересного. Роман назывался «Кризи», а автором его был Фелисьен Марсо, отхвативший за него Гонкуровскую премию.

Делон играет молодого, но амбициозного политика-социалиста в самый напряженный момент его жизни - он за 24 часа должен вырвать шанс получить министерский пост в формирующемся правительстве. Ради такого прорыва Делон готов согнуть всех в бараний рог. Но дело осложняется тем, что в этот момент, он испытывает проблемы на личном фронте. Жена в больнице. Проходит лечение от депрессии. Апатия, таблетки, букет от мужа, принесенный его секретарем, и вынужденного оправдывать отсутствие супруга пребыванием в парламенте... Любовница, известная модель, позирующая для рекламы Dior и уставшая от поддерживания крайне нерегулярных отношений с занятым политиком. Любовница имела наглость поставить ему ультиматум – "или я, или твоя политика, выбирай!". Неслыханно. Делон в кратких перерывах между политической борьбой, мечется по Парижу, пытаясь ее найти. Метания его в некоторой степени понять можно – куколка (по имени Кризи), на которую он помышляет поменять свою политическую карьеру, выглядит как ангел небесный; ее голубые глаза и свежая грудь мерещатся ему поминутно – ему даже случается терять нить разговора, отвлекаясь на эротические видения.




Сидни Ром
(куколка) хороша – и сама по себе, и особенно как партнерша Делона: ее непонимание всей политической суеты, ее наивность, являющаяся не глупостью самой по себе, а осознанным отказом от глупости мира, особенно хорошо сверкает в ее удивительно светлом взгляде. В «хороводе» с Бергером, в «жиголо» с Боуи и вот здесь с Делоном она – как противоположность холодности, скупости чувств и замкнутости мужского мира, – но не выдерживающая конкуренции с деловитостью.

Делон хорош, по-настоящему хорош. Ему очень идут роли героев с червоточиной. Этот стареющий красавец с опухшими от бессонных ночей глазами, всегда затянутый в идеальный костюм (идеально подогнанная сорочка, жилет, пиджак, на которые наброшен роскошный в своей небрежности плащ Burberry), бесконечно сверяющийся с часами и в первую очередь слышащий от окружающих, когда обращается к ним, упоминание времени. Время. Власть. Скорость. Все быстро, по плану, хотя и с бесконечными опозданиями.




Умом герой Делона понимает, что дела, носящие характер судьбоносный, все же в жертву не приносятся – слишком многое поставлено на карту. Тем не менее, Делон в буквальном смысле слова прячется от своего секретаря (Клода Риша), выкраивая минуты для того, чтобы сделать лишний звонок или в очередной раз съездить стукнуться лбом о закрытую дверь. Ради достижения поставленной цели он столь решительно переступает через отставших, заигравшихся партийных друзей – с их смехотворными идеями; и безо всяких терзаний переступает даже через героиню Жанны Моро, приведшую его к победе. Кстати, о Жанне. Вот где действительно необыкновенная женщина! Она инфернальна в своей всевластности, в своем умении создавать политиков и крушить их, договариваться и пользоваться договорами, а также силой убеждения. Она хороша в своих невзрачных костюмах первой леди, серого кардинала и в своем старении, толь хорошо подходящем к объяснению ее сдерживаемой и идеально скрытой, порционно вырывающейся тоски в голосе, взгляде и жесте, каким она может прикоснуться как бы поправляя идеально завязанный галстук. Роль стареющей львицы, умной, сильной, всё понимающей и по-настоящему любящей. Тема любви по-настоящему раскрывается именно через взаимоотношения пары Моро-Делон. Здесь, в отличие от линии куколка-Делон, есть живой нерв, и это – заслуга Жанны и только ее. Их, конечно, что-то связывало раньше. Но это что-то осталось позади – он молод, красив, стремителен, он весь в будущем, а она – она в прошлом.

Есть в фильме и интересна лично мне, сюжетная линия. Речь идет о его противостоянии с «друзьями»-социалистами, с социалистами, как с чуждой формой жизни. Они хорошо представлены двумя персонажами – сыном Делона и его ближайшим сподвижником по партии, кого играет Жан-Марк Бори. Это люди, которые «боятся слов», недалёкие, инфантильные – погрязшие в «идеях», испуганно шарахающиеся от каждого «красного флажка».
- Это Гитлер?
- Это Сартр.
Вечные студенты, невежественные, как тюлени.
- Обещай мне!!! Обещай, что первым же твоим шагом на посту министра будет удвоение пенсий и социальных выплат!
Наверное, трудно было не расхохотаться в лицо человеку, выдвигающему столь нелепое требование. На губах Делона отстраненная улыбка.
- Так и будет.
Нет никакого сомнения в том, что партия для Делона – то же самое, что конь для жокея: если выдохнется, он пересядет на следующего. Рабы сильны многочисленностью. Но они ни на что не способны. И как бы они не отрицали это, им нужны господа.

Комментариев нет: