16 нояб. 2009 г.

Мелодия из подвала

режиссер: Анри Верней
1963 г.

премия "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм

Из всех французских воровских фильмов - этот подлинный шедевр. Фильм вышел спустя три года после славно известного голливудского "Одиннадцать друзей Оушена" (1960) с Синатрой в главной роли. Идеальная матрица для французского римейка - сценарист Одийяр взял за основу классический сюжет, убавил лишних "друзей" и всего двоих отправил грабить крупное казино в Каннах, в самый разгар сезона. Предвещая рождение немеркнущего стиля Джеймса Бонда, путешествия по роскошным отелям, Одийяр делает фильм образцом в своем жанре, полностью характеризуя профессиональных грабителей: надуть, заставить волноваться, уверить в сохранности, снова надуть и оставить ни с чем — о да!












Банда для ограбления получилась блестящей - лучшие друзья на сцене и в жизни: Габен, гангстер предпенсионного возраста получивший наводку на "верное дело". Не для того он сидел в тюрьме, чтобы приворовывать по пять франков. Свое будущее он видит в теплых краях с миллиардом франков. Он все планирует до мелочей, ловко организовывает дело и в помощники берет бывшего молодого сокамерника Делона. Делон играет ловеласа и бездельника, и безукоризненно проведенная операция в самом конце срывается из-за его нелепой случайности. Между тем, удивительно яркая и запоминающаяся роль у Алена. Делон живёт в персонаже, он любит его, ему нравится им быть. Это не перевоплощение, это сам Делон, ничего изображать не надо. Других ролей Делон, в общем, никогда и не выбирал, потому его персонаж вышел дьявольски обаятельным. Он в одиночку весь фильм буквально заставляет держаться в напряжении и одновременно смеяться. Недостатки фильма очень трудно найти, да и не хочется этого делать. Всё в этом фильме с умом - продуманный, затягивающий и ироничный. Игра, диалоги, техничность, потрясающая мимикрия и патологическое желание выдать себя за другого - пролетарская мужественность преверовских типажей сменилась на расслабленное дефиле франтов в красных машинах с откидным верхом. И ни одного лишнего шага. Пересматривать можно бесконечно.

Помимо сюжета и актерских работ, фильм знаменит потрясающими джазовыми импровизациями Мишеля Маня. Премия Эдгара Аллана По — лучший зарубежный криминальный фильм года. Премия "Золотой Глобус" — лучший зарубежный фильм.

Комментариев нет: