23 мая 2009 г.

канны-2009: привет "новой волне"


Сабин Азема, Ален Рене, Андре Дюссолье, Эммануэль Девос

86-летний ветеран кино Ален Рене (снявший 50 лет назад "Хиросима, любовь моя") всех сразил несвойственным ему в молодости юмором. Его фильм "Сорняки" может получить спецприз или приз за режиссуру. Ален Рене выдал очень фоанцузский, ироничный фильм, словно ему не не 86, а чуть за 40, а за окном Париж конца семидесятых. Впрочем такие фильмы он снимает последние лет десять, тому пример три его последних картины - "Сердца", "Только не в губы", "Старая песня".
В "Сорняках" Рене снял Матье Амальрика и Эмануэль Девос (которая представляет другой конкурсный фильм). По сюжету она зашла купить туфли, а у нее украли сумочку с бумажником. Он нашел бумажник, начал представлять себе, как познакомится с владелицей. Т.е. случайность цепляется за случайность, эмоции растут во все стороны, в результате получается дурацкий и неправильный роман между немолодыми людьми (трейлер).

Кстати, ровно 50 лет назад (в 1959 году) отборочная комиссия отвергла фильм Алена Рене "Хиросима, моя любовь", чтобы этим политкорректным жестом ублажить американцев. Легендарный французский режиссер — рекордсмен по числу выпавших на его долю запретов. Еще в 1952-м снятый им вместе с Крисом Маркером антирасистский фильм "Статуи тоже умирают" был сначала снят с конкурса, а потом все же показан, но только членам жюри. Режиссер Абель Ганс сострил по этому поводу, заявив, что для решения проблемы надо было прокрутить негатив картины: тогда негры стали бы белыми, а белые — неграми. В 1956 году делегация ФРГ потребовала снятия с конкурса фильма Алене Рене "Ночь и туман" о нацистских концлагерях. В 1961-м фестиваль отвергает опять же его ленту "В прошлом году в Мариенбаде" (как слишком сложную), а в 1966-м — картину "Война окончена" (чтобы не дразнить франкистскую Испанию). Все эти фильмы теперь считаются классикой.


Трюффо и Жан-Пьер Лео
А еще в 1959 году приз за режиссуру фильма "Четыреста ударов" получил бывший журналист Франсуа Трюффо, еще недавно громивший Каннский фестиваль и дряхлое, обуржуазившееся "папино кино". Картина встречена овациями, Трюффо смущен и с удивлением говорит: "Я сделал плохое кино, но они любят меня!" И хотя в этом же году в Канны не берут фильм на последнем дыхании Годара, "новую волну" уже не остановить. В первый же день фестиваля собирается двадцать молодых французских режиссеров: они объявляют о своем намерении "делать кино, а не карьеру в кино". После молодежного бунта 1968 года, жертвой которого пал "слишком буржуазный" Каннский фестиваль, в 1969-м он восстает из пепла. В качестве альтернативы основному конкурсу возникает "Двухнедельник режиссеров". Трюффо придумал не вручать призов, но показывать там важные премьеры.
p.s.
вот тут Even написали занимательную статью о том что Антуану Дуанелю сегодня исполняется 50 лет.

Комментариев нет: