25 нояб. 2008 г.

Убийственное лето

режиссер: Жан Беккер
1983 г.

9 номинаций на премию Сезар, номинация на Каннскую ветвь как лучший фильм года в 1983. Сезар за лучшую женскую роль Изабель Аджани

С первых минут ясно, что у фильма не будет счастливого конца. Ощущение фатальной обреченности, ясной и неоспоримой предопределенности держится 1,5 часа. Всех жалко, но до конца так и не понимаешь, кто точно сошел с ума. Абсолютно неожиданная концовка. Даже если кажется, что все уже понятно, концовка удивит.



История происходящaя в провинциальной Франции в начале 80-х, под песни Джо Дассена, сначала кажется почти что любовным романом, нo очень скоро не оставляет сомнений: это фатальная драма, психологический триллер, где герои все время на краю пропасти, где все время где-то там за плечом, у виска, пульсирует какая-то тайна, какая-то старая темная и до конца никому не известная история, желание мести, желание любви, страх, роковые случайности и совпадения и потрясающе выписанное тотальное взаимоНЕпонимание. Маленький сонный городок, чужая счастливая деревенская жизнь, чужая любовь и ревность — и вот уже сомнения начинают просачиваться сквозь броню, вынашиваемого годами плана, который наконец-то начал воплощаться в жизнь.

Изабель Аджани (известная по фильмам королева марго, одержимость) в свои 29 лет в невероятной топ-форме, можно только позавидовать ее фигуре 18 летней девушки. Играет Аджани как всегда очень эмоционально и сильно — выдает эксцентричную и предельно откровенную нервную игру. Ее героиня безбашенная и дерзкая, она может все и даже справлять малую нужду после бурной ночи прямо во дворе дома своего любовника на глазах у его матери. Ее легко принять за напыщенную истеричку, психопатку с убийственным пафосом, которая изводит себя и всех, кто находится рядом и провоцирует ситуацию на постоянные скандалы. Виновата ли она в этом роковом стечении обстоятельств, которые обрушились на ее голову, пытающуюся разгадать тайну своего рождения? Я думаю — нет, просто это ее история мести, превратившаяся в безумную одержимость, сметающую все на своем пути и разрушающую все вокруг. Это ее личная трагедия унаследованной, страшной и незарубцевавшейся раны, ее беспомощное отчаяние и при этом общая потерянность маленькой хрупкой девочки, которая хочет быть и судьей и палачом одновременно. Месть — единственный смысл ее жизни; единственный парус, несущий ее хрупкий кораблик на острые рифы абсолютного безумия и увлекающий за собой все это жаркое, летнее, дремотное и мирное окружение, и превращая человека, который безумно влюблен в нее в орудие убийства.

Жан Беккер, с которым я впервые познакомилась лет 10 назад по драме элиза с Ванессой Паради и Жераром Депардье в главных ролях, продолжает раскрывать свой талант великолепного рассказчика, повествуя не простую историю совершенно доступным кинематографическим языком. Визуальное, легко смешивается с вербальным, как и сцены летних идиллий, любовных утех смешиваются с ужасными сценами в снегу, свидетелем которых является только старое механическое пианино, ныне давно гниющее в чулане. Закадровый нарратив разных персонажей мягко вплетается в ткань самой истории, очерчивая и делая объемнее каждого из них в это последнее счастливое для них лето.

Комментариев нет: