23 окт. 2008 г.

Родившись в 68-м

режиссер: Оливье Дюкастель
2008 г.

В 1968-м году на планете случился общественный катаклизм - в Париже отшумела революция, изменившая судьбу целого поколения французов и во многом повлиявшая на историю Европы. Тогда, в 68-м, перепуганные обыватели спрашивали: что это было? И до сих пор историки, философы, социологи задают тот же вопрос. "Правые" придерживаются мнения, что это был глобальный трындец, ибо в мае 68-го были расшатаны и уничтожены такие институты традиционного общества, как семья, патриотизм, верность долгу, религия. Режиссер, похоже, того же мнения, ибо умело, без морализаторства показал эволюцию и историю общества последних 40 лет. То есть то, как все эти революционные идеи и пьянящий воздух свободы накрылись глобальным медным тазом. Получился без дураков тяжелый и эмоционально провокационный фильм. Тяжелый именно для русских зрителей. Тяжелый потому, что никто из нас толком не понимает 68-й, ведь обошла сексуальная революция советский союз стороной, но почему-то беспричинно засела в головах и сознании мифическим позитивным событием. Что видела молодежь о революции 68-го?

1. мечтатели (Бертолуччи). Старик Бернардо конкретно перегнул по всем статьям, плюс пустил под титры песню Пиаф — Non, je ne regrette rien (Я не жалею ни о чем). Да и о чем ему собственно жалеть, если он итальянец и к революции никакого прямого отношения не имел. У него и кино само по себе — не больше чем сенефильская нарезка из его любимых фильмов.
2. обыкновенные любовники (Гарель). Частный камерный фильм снятый глазами очевидца. Сейчас спроси любого культуролога, скажут, что Гарель — один из тех художников-мыслителей, что стояли у истоков революции вместе с Годаром и Трюффо.
3. забриски-поинт (Антониони). История о поколении хиппи.
4. свидетели (Тешине). Пост-хипанский фильм о выросших детях родившихся в 68-м и живших в 80-х. "Молодежь 80-х это поколение геев и кока-колы", как говорил Годар.

Собственно если поразмыслить, а что же стало с этими революционерами и бунтарями, то картина вырисовывается весьма и весьма грустная. И большой молодец Дюкастель — на редкость талантливо пригляделся, кем стали участники майских событий и сделал грамотный анализ наследия мая 68го. Сорок лет истории, вот то, что показывает Оливье Дюкастель за 3 часа.

Первый час (68-80-е.) типичный сюжет Бертолуччи — кучка 20-летних инфантильных хипанов-студентов наплевав на революцию едет строить свою "коммуну" в пригород Парижа. Живут себе – песни под гитару, знаменитая свободная любовь, и т.д. Хиппи они ведь легкие, всеобщие любимчики, очаровывающие всех без исключения, не прилагая к тому усилий и не обладая выдающимися данными, но не считающие себя обязанными. Поверхностные и беспамятные. Обычно они больших успехов в жизни не добивались, но жили легко и весело. Поколение, которое не задавалось вопросом о своем будущем, не имело никаких ценностей, но беззаботно рожало детей.

Второй час (80-90-е.) "Мечтатели" состарились, превратились в "Свидетелей", и не имея в жизни ничего кроме "неоценимого жизненного опыта" стали молча, безропотно наблюдать как собственные дети пожинают плоды их беззаботной молодости. Тут тебе и митинги о легализации абортов, и митинги в пользу PACS (гражданский пакт солидарности, предоставивший равные права гетеро и гомосексуальным парам) и повальное распространение ВИЧ и модный гражданский и межрассовый браки и т.д.

Тритий час (90-2007-е.) эпоха пристаревших бунтарей заканчивается очередным митингом и фразой Николя Саркози: "Надо ликвидировать наследие мая 68-го". И действительно это жирная справедливая точка мифу 68-го, который по сути стал началом конца Западной цивилизации.

Фильм в целом очень точная и очень горькая эпопея, которая выходит из общих утопий и идет прямиком на выборы Саркози, который один из тех не многих, кто на собственном предвыборном митинге (29 апреля 2007) яростно обрушился на "наследие 1968 года": "Нечего чтить май 68-го. Он символизирует наступление морального кризиса нации. Нужно повернуться спиной к тем годам, когда ценности потеряли смысл, когда были только права и никаких обязанностей, когда запрещалось запрещать. Май-68 стал потрясением для общества, семьи, школы, предприятия, нравов. Но нельзя вернуть реку к истокам. Существует наследие 1968 года, которое невозможно вычеркнуть из истории, это — апология индивидуальной свободы. Конечно, мы зашли по этому пути слишком далеко и пережили возвратный шок, но я обещаю ликвидировать наследие мая 68-го раз и навсегда"(с).

И ведь действительно, молодец и Саркози и режиссер, они отчетливо понимают, что родившимся в 68-м, в анти-мае, пришлось жить в обществе анархии и уничтожения моральных ценностей. В обществе, где были легализованы аборты, а противозачаточные таблетки продавались в аптеках, как аспирин. И хотя волна сексуальной революции вскоре разбилась о СПИД, мощное движение за права сексуальных меньшинств привело к тому, что идея однополых браков (и вообще любых семейных комбинаций) постепенно внедрилась в массовое сознание. Все мы до сих пор живём с последствиями мая 68-го. Без утопии и меланхолии режиссер умно спрашивает зрителя о смысле сексуальной революции. Через личные истории каждого из персонажей можно понять стало ли жить лучше революционному поколению, родившемуся сразу после окончания второй мировой войны и что именно оно смогло передать своим детям кроме того, что в корне изменить взгляды общества на секс, на брак, на отношения между мужчинами и женщинами.

техническое:

Оливье Дюкастель, режиссер до селе не снявший ничего серьезней фильма рачки и ракушки. Здорово заручившись поддержкой сценаристки Катрин Корсиньи, прозванную в народе Андре Тешине в юбке (Тешине как известно нововолновник + бывший глав-ред журнала "кайе дю синема" + не так давно снял про-хипанский фильм свидетели), а сама Корсиньи не так давно сняла репитицию — те же самые проблемы поколения 80-х, но не у мальчиков, а у девочек) изваял свое творение к 40 летнему "юбилею истории". В каннах Дюкастеля прокатывали сразу за Гарелем, и поговаривали, что из жанра "комедия" Дюкастель мастерски прыгнул в жанр "драмма". Причем прыгнул весьма внятно, выразительно и без слезливой ностальгии. Соглашусь, мой реверанс Дюкастелю, так держать.

актеры:

Летиция Каста – главная хиппи, вытянувшая свою роль на 5.
Эдуар Коллин (гей, скончавшийся от ВИЧ) и Сабрина Сейвеку (Людмила) – актеры которых Дюкастель взял под крыло и снял уже во 2-й раз, причем практически в тех же амплуа в коих они предстали в рачки и ракушки – Коллин как играл гея, так и вновь гей, а Сабрина оба раза беспутная депрессивная дочка.
Тео Фрилет (Борис) - энергия с экрана от него прет бешеная. Перпективный актер, думаю выростет толковым.
Ян Трегойе – (Эрве) – местами становился похожим на Хита Леджера времен "10 причин моей ненависти", но в целом мелодраматичный образ вышел у него на славу. Посмотрела фильмографию – Ян успел сняться в 2-х фильмах у Гедигяна (в свое время так начинал карьеру Метью Амальрик снимаясь у Иоселлиани. Все мы в курсе что стало с Амальриком - в Канны у него вот уже 4 года абонемент)

итог: глобально этот фильм очень интересен, плюс один из главных фестивальных хитов этого года. Рекомендован всем тем, кто так и не понял о чем именно мечтали "мечтатели" в 68-м. Тем кто понял, надо, наверное, сесть и перечитать "Элементарные частицы" Уэльбека — тоскливая, умная вещь о современном обществе. Тем кто не в теме, обратите внимание на:

революционные материалы

1. для тех, кто до сих пор смутно представляет себе, что было в 1968 году, и какое это к нам сейчас имеет отношение (особое внимание обратите на третью главу про Годара)
2. год величайшего перелома (идеология)

3. фотографии раз и два
4. британская The Guardian за год до революции
5. проект Саркози по ликвидации наследия 68-го
6. революционный роман Роберта Мерля "За стеклом"
7. контр-революционный роман Ги Дебора "Общество спектакля"

5 комментариев:

Olga комментирует...

мне еще на тему '68 нравится немецкий фильм с Даниелем Брюлем "Воспитатели"

Maya Eshkova комментирует...

я слышала про него - такой же говорят, как и Мечтатели. не смотрела. Чем все кончилось там?

вспомнились "Волосы" (1979 г.) Милоша Формана, видала?

Olga комментирует...

не знаю, наверное, похожи из-за сюжета 2+1 и тематики, но мне воспитатели больше нравятся. там как раз про поколение '68, что с ними стало, а эти ребята пытаются всё это на сегодняшний день перенести.

нет, но как раз недавно покушалась)

Maya Eshkova комментирует...

заинтригована. так что же стало с "воспитателями" спустя 15-20 лет? у них родились дети и тоже выросли депресивными геями или непришейкобылехвост девахами? или кем?

Olga комментирует...

я, наверное, не так выразилась) "воспитатели" живут в наше время и их протест заключается в том, что они забираются в дома к богатым людям, но ничего не берут, а только устраивают, мягко говоря, беспорядок и оставляют милые записки. но однажды один богатый дядечка их там застает, и им приходится его украсть и увезти далеко от цивилизации. и вот он-то как раз и оказывается тем, кто раньше напрямую участвовал в этой революции, знал Руди Дучке и т.д. То есть тем, кого они считали героями. В итоге милый дядя их сдает полиции, но и они не так просты)